Altairika (ru)

История сражений, проблемы человечества и синтаксис

Исследования Статьи

В чем польза VR технологии в образовании? Какие школьные предметы нуждаются во внедрении виртуальной реальности? Мы поговорили с учителями российских школ и узнали, какие темы они хотели бы преподавать в формате VR.

Виртуальная реальность - технология, которая помогает создать альтернативный реалистичный мир, который можно изучать и с которым взаимодействовать. В этом мире можно совершить невозможное - покорить гравитацию, совершить полет вокруг земли или  оказаться в далеком прошлом.
Исследование Statista, проведенное в США, показало:
  • 97% учеников хотели бы попробовать обучение в VR;
  • 93% учителей сказали, что их ученики будут рады использованию виртуальной реальности на уроках;
  • 7 из 10 учителей хотят использовать VR для моделирования опыта, который имеет отношение к материалу, изучаемому в классе.
Образование - одна из наиболее перспективных областей для развития технологии VR.


Ожидается, что образование будет четвертым по величине сектором для инвестиций в VR.  Доля VR в этой сфере по прогнозам составит 700 миллионов долларов к 2025 году. Специалисты компании Altairika, которая занимается внедрением уроков в виртуальной реальности в российских школах более 10 лет, также отмечают рост интереса к этой технологии в образовательном секторе. Учителя, которые начинают применять VR на своих уроках, среди многих преимуществ чаще всего называют:
  • Наглядность изучаемой темы и сконцентрированность учеников. VR-сеансы сочетает невероятный визуальный ряд и познавательную лекцию, расширяет и дополняет материал учебников, а благодаря WOW-эффекту дети ни на что не отвлекаются и полностью сосредоточены на образовательном процессе;
  • Мотивация детей к учебе. Хорошая успеваемость напрямую связана с желанием учиться. Благодаря сеансам можно перенестись в любую точку мира и увидеть недоступное: клетку растения изнутри, нейронные связи и дальние планеты. Это пробуждает естественную любознательность и желание изучать мир.

В мае 2020 года Altairika провела исследование в формате опроса среди учителей и выяснила какие темы необходимо визуализировать с помощью технологий виртуальной реальности. В исследовании принимали участие директора школ и заместители по учебно-воспитательной работе (5,5%), учителя-предметники (78%) и учителя начальной школы (16,5%). 
Наибольший отклик опрос получил среди учителей русского языка, обществознания и истории. Это важный инсайт для всех разработчиков интерактивных материалов для школьного образования, который говорит о большой потребности преподавателей гуманитарных дисциплин в комплексе VR уроков и модулей. На 4-м месте - преподаватели математики, чей предмет рассматривался в целом, включая темы алгебры и геометрии.

Топ тем, выбранных педагогами, говорит о том, что о в каждом предмете школьного образования есть разделы, которые можно перенести в формат виртуальной реальности для лучшего понимания и запоминания. 
Приводим самые популярные ответы:

  • Учителя начальных классов: экскурсии по городам России, строение человека, путешествие по морям и континентам, знакомство с флорой и фауной, ПДД, знакомство с профессиями; 
  • Физика и астрономия: опыты и лабораторные работы, квантовая физика и теория относительности;
  • История: географические открытия, битвы и сражения, создание Российского государства, правление династии Романовых, Гражданская война и Великая Отечественная война, СССР периода 1953-1991, современная Россия; 
  • Обществознание: полномочия органов власти РФ, Конституция, глобальные проблемы человечества, правовые нормы и деятельность фирмы, судебная система;
  • Биология: оказание первой медицинской помощи, анатомия и гигиена человека, кровеносная система, основные функции систем органов координации и регуляции у человека: нервная, сенсорная и эндокринная системы;
  • География: происхождение Земли, рельеф, климат, экономическая география России, мировое хозяйство, географические координаты, часовые пояса;
  • Математика: задачи на движение, сечение многогранников и тел вращения, развитие логики, интегралы, геометрические фигуры, сочетание трехзначных чисел;
  • Русский язык: текстоведение, морфемика (процессы в современном русском языке), синтаксис, причастие и причастный оборот, деепричастие и деепричастный оборот, орфография, словообразование;
  • Химия: углеводороды, от строения молекулы к практической реальности; 
  • Искусство / МХК: виртуальные экскурсии, абстрактная живопись.

Учителя также отмечают, что наиболее предпочтение отдали бы темам, которые не только раскрывают темы школьной программы, но и делают акцент на применении полученных знаний в повседневной жизни. Концентрация и усваиваемость материала улучшаются, когда ребенок видит четкую связь между теорией и практикой, и при этом может быть свидетелем изучаемого события.

Что же дает виртуальная реальность в образовании? Возможность оказаться где и когда угодно и полную свободу действий. Уроки в VR безопасны и позволяют тренировать знания и навыки без боязни допустить ошибку. Такой подход стимулирует детей развиваться и учиться с удовольствием и для себя. 

Если вы педагог и хотите внести свой вклад в исследование - голосуйте за необходимую тему, нажав на эту ссылку.