Название: Тренды в образовании - 2025
или как VR продолжит расширять образовательный опыт в наступающем году
Каждый год ученые Открытого университета (Великобритания) готовят публичный доклад о трендах в образовании (Innovating Pedagogy). Исследователи НИУ ВШЭ совместно с образовательным холдингом Ultimate Education опросили российских экспертов и студентов, как мировые тренды адаптируются под российские реалии.
Вот как специалисты видят образование в России в наступающем 2025 году:
1) Использование ИИ в мультимодальной педагогике
GenAI откроет новые возможности как для педагогов, так и для обучающихся
Использование генеративного ИИ (GenAI) будет способствовать расширению форм выражения мысли и способов передачи материала с учетом особенностей восприятия студентов. Изображения, звуки, видео и тексты, создаваемые при участии ИИ, обогатят образовательные практики.
2) Иммерсивный подход к обучению
VR/AR-технологии продолжат менять процесс познания, превращая его в источник впечатлений. Иммерсивный подход повышает интерес к обучению и делает его более интерактивным, привнося игровой элемент.
3) Педагогика бесконфликтности
Растет спрос на конструктивную образовательную среду. На российскую почву ложится мировой тренд на уменьшение проявлений агрессии.
4) Обучение через диалог с ИИ
ИИ принимает на себя роль помощника учителя. Общение с ИИ способствует развитию ряда коммуникативных и когнитивных навыков у обучающихся
5) Диалог с обучающимися об этике ИИ
Включенность обучающихся в формирование новой цифровой этики. И специалисты, и обучающиеся сходятся на том, что последние должны участвовать в формировании правил использования ИИ.
6) Умные учебники
Умные учебники повышают качество восприятия материала, но еще недостаточно распространены в разных регионах России.
7) Оценивание с использованием расширенной реальности
Использование VR/AR позволит объективнее оценить результаты обучения в условиях, близких к реальным.
8) Виртуальное погружение в научные концепции
VR/AR повышают качество понимания сложных научных концепций.
9) Воображаемые миры в образовательном процессе
VR/AR помогут ученикам с особыми образовательными потребностями получить уникальный опыт, недоступный им в повседневной жизни.
10) New. Климатическое образование
Будет расти необходимость получения знаний в области климатического образования. В подборку трендов это направление вошло впервые
Таким образом, среди приоритетных образовательных трендов 2025 года выделяются использование ИИ и применение технологий виртуальной реальности.
“Детям скучно учиться. Особенно в начальной школе, когда ребенок только приступает к учебе и свыкается с нагрузкой. Хотя оснащение российских школ проекторами, это очевидный шаг к тому, чтобы, кроме учебников, давать детям еще какие-то визуальные решения, все же трансляция изображения на проекторе несравнима с виртуальной реальностью, которая позволяет полностью погрузить ребенка в происходящее. От проектора можно отвернуться, а в виртуальной реальности, куда бы ты ни смотрел, все равно будешь находиться в пространстве урока”, - так прокомментировал устойчивый тренд на использование VR в образовании Константин Урванцев, основатель франшизы Altairika «Виртуальная энциклопедия».
Источник: сайт НИУ ВШЭ, раздел Института образования
или как VR продолжит расширять образовательный опыт в наступающем году
Каждый год ученые Открытого университета (Великобритания) готовят публичный доклад о трендах в образовании (Innovating Pedagogy). Исследователи НИУ ВШЭ совместно с образовательным холдингом Ultimate Education опросили российских экспертов и студентов, как мировые тренды адаптируются под российские реалии.
Вот как специалисты видят образование в России в наступающем 2025 году:
1) Использование ИИ в мультимодальной педагогике
GenAI откроет новые возможности как для педагогов, так и для обучающихся
Использование генеративного ИИ (GenAI) будет способствовать расширению форм выражения мысли и способов передачи материала с учетом особенностей восприятия студентов. Изображения, звуки, видео и тексты, создаваемые при участии ИИ, обогатят образовательные практики.
2) Иммерсивный подход к обучению
VR/AR-технологии продолжат менять процесс познания, превращая его в источник впечатлений. Иммерсивный подход повышает интерес к обучению и делает его более интерактивным, привнося игровой элемент.
3) Педагогика бесконфликтности
Растет спрос на конструктивную образовательную среду. На российскую почву ложится мировой тренд на уменьшение проявлений агрессии.
4) Обучение через диалог с ИИ
ИИ принимает на себя роль помощника учителя. Общение с ИИ способствует развитию ряда коммуникативных и когнитивных навыков у обучающихся
5) Диалог с обучающимися об этике ИИ
Включенность обучающихся в формирование новой цифровой этики. И специалисты, и обучающиеся сходятся на том, что последние должны участвовать в формировании правил использования ИИ.
6) Умные учебники
Умные учебники повышают качество восприятия материала, но еще недостаточно распространены в разных регионах России.
7) Оценивание с использованием расширенной реальности
Использование VR/AR позволит объективнее оценить результаты обучения в условиях, близких к реальным.
8) Виртуальное погружение в научные концепции
VR/AR повышают качество понимания сложных научных концепций.
9) Воображаемые миры в образовательном процессе
VR/AR помогут ученикам с особыми образовательными потребностями получить уникальный опыт, недоступный им в повседневной жизни.
10) New. Климатическое образование
Будет расти необходимость получения знаний в области климатического образования. В подборку трендов это направление вошло впервые
Таким образом, среди приоритетных образовательных трендов 2025 года выделяются использование ИИ и применение технологий виртуальной реальности.
“Детям скучно учиться. Особенно в начальной школе, когда ребенок только приступает к учебе и свыкается с нагрузкой. Хотя оснащение российских школ проекторами, это очевидный шаг к тому, чтобы, кроме учебников, давать детям еще какие-то визуальные решения, все же трансляция изображения на проекторе несравнима с виртуальной реальностью, которая позволяет полностью погрузить ребенка в происходящее. От проектора можно отвернуться, а в виртуальной реальности, куда бы ты ни смотрел, все равно будешь находиться в пространстве урока”, - так прокомментировал устойчивый тренд на использование VR в образовании Константин Урванцев, основатель франшизы Altairika «Виртуальная энциклопедия».
Источник: сайт НИУ ВШЭ, раздел Института образования