Altairika (ru)

Как привлечь внимание детей поколения Alpha

Исследования
Согласно теории поколений, люди, рожденные с 2010 по 2024 год, называются поколением Alpha. Это первое поколение, которое австралийский социальный исследователь Марк Маккриндл назвал греческой буквой, а не латинской. Это ознаменовало новую эпоху — рождение детей в мире технологий с экраном в руках.
Они рано начинают читать, быстро ко всему адаптируются и имеют технологическую грамотность. В то же время у Альфы плохая концентрация внимания, клиповое мышление и проблемы с усидчивостью.
Мы проанализировали большие исследования* для того, чтобы понять, как привлечь внимание детей поколения Alpha.
*Mccrindle «Understanding Generation Alpha», GWI. «Gen Alpha: the real picture», Yappy совместно с Magram Market Research «Исследование поколения Альфа от Yappy: дети смотрят вертикальные виде чаще других».

Кто такие дети айпада и скринэйджеры?

Все эти странные слова — сленговые названия поколения Alpha. Почитав американскую платформу для обсуждения любых тем «Reddit», можно понять, что в обществе существует не только конфликт «отцов и детей», но и конфликт «поколений». Одним предложением — зумеры и миллениалы не любят Альф, потому что те умеют спокойно сидеть только перед экраном.
Зумеры или представители поколения Z — это молодые люди, родившиеся примерно между 1997 и 2012 годами.

Миллениалы или поколение Y — это люди, родившиеся примерно между 1981 и 1996 годами.
Поколение Alpha — это первое поколение, которое с самого рождения погружено в цифровой мир. Их возрастная группа охватывает тех, кто родился с 2010 по 2024 год. Это дети, которые не знают жизни без смартфонов, планшетов и интернета. На момент 2023 года старшим представителям поколения Alpha исполнилось 13 лет, а младшие только начинают делать первые шаги.
Согласно исследованию Марка Маккриндла «Understanding Generation Alpha», это поколение отличается высокой технологической грамотностью. Они с раннего возраста умеют пользоваться гаджетами, быстро осваивают новые приложения и платформы. Однако у этой «суперспособности» есть и обратная сторона: у Альфы часто наблюдаются проблемы с концентрацией внимания. Они привыкли к быстрой смене информации, что формирует у них так называемое клиповое мышление.
Клиповое мышление — это особенность восприятия, при которой человек привыкает к коротким, динамичным фрагментам информации, что характерно для эпохи соцсетей и видеоплатформ. Оно помогает быстро переключаться между задачами, но затрудняет концентрацию на длительных и сложных процессах.
Интересный факт: согласно исследованию Маккриндла, поколение Alpha — это первое поколение, которое с самого рождения имеет доступ к искусственному интеллекту. Они растут в мире, где голосовые помощники вроде Siri и Alexa становятся их «друзьями», а нейросети помогают им учиться и развлекаться. Это формирует у них особое отношение к технологиям: они воспринимают их как нечто естественное и необходимое.

Почему традиционные методы привлечения внимания не работают?

Поколение Alpha выросло в мире, где информация доступна мгновенно, а развлечения — на расстоянии одного касания экрана. Это создает определенные трудности для родителей и педагогов, пытающихся привлечь внимание детей. Традиционные методы, которые работали на миллениалов или даже зумеров, оказываются малоэффективными для Альфы. Почему так происходит?
Для поколения Alpha текст перестал быть основным источником информации. Они предпочитают визуальные и интерактивные форматы, которые легче воспринимаются и быстрее усваиваются. Поколение Alpha активно использует платформы, которые предлагают короткий и увлекательный контент. TikTok и YouTube Kids стали для них основными источниками развлечений и обучения.
Наибольшую популярность среди детей, использующих социальные сети, имеют короткие видео, которые смотрят 84% из них. На втором месте находятся фильмы, мультфильмы и сериалы, которые привлекают 55% пользователей соцсетей. Замыкают тройку лидеров длинные видео, которые предпочитают 32% детей с доступом к социальным платформам. К такому выводу пришло приложение вертикальных видео Yappy, проведя исследование.
Таким образом, раньше дети могли часами погружаться в одну книгу или длительный фильм, а сегодня большинство из них предпочитает быстрый, «легкий» контент. Это привело к смещению внимания и трудности в фокусировке на одном виде деятельности. Культура мгновенных удовольствий и постоянных переключений между темами и форматами формирует у молодых зрителей привычку быстро терять интерес и переходить к следующему стимулу. Такое потребление контента влияет на способность детей сосредотачиваться на более долгих и глубоких занятиях, что порой осложняет усвоение информации и развивает поверхностное восприятие мира.

Эффективные способы привлечения внимания

Визуальный контент

Для привлечения внимания детей поколения Альфа важно использовать яркие и динамичные визуальные элементы. Это поколение выросло в мире экранов, где они привыкли воспринимать информацию через визуальные образы, что делает текст и длинные описания менее эффективными. Поколение Alpha предпочитает короткие и насыщенные визуалы: анимации, инфографику, цветные графики и, конечно, короткие видео, которые захватывают внимание с первых секунд.
Примеры успешного контента: анимационные сериалы и короткие образовательные видеоролики, которые адаптированы под особенности восприятия детей. Такие видео должны быть не только яркими, но и динамичными, чтобы поддерживать интерес зрителей.

Геймификация обучения

Самый эффективный способ вовлечения Альфы — геймификация обучения. Внедрение игровых механик помогает детям не только поддерживать интерес, но и превращать процесс освоения сложных тем в увлекательное приключение. Использование баллов, уровней, достижений и других элементов игры может значительно повысить вовлеченность, особенно в образовательных приложениях и программах.
Пример успешного геймифицированного приложения — Duolingo, который использует игровые механики для изучения языков.

Технологии VR

Виртуальная реальность создает эффект полного погружения в изучаемую тему. Когда дети видят все «изнутри», их внимание полностью сосредоточено на задаче, что помогает бороться с проблемой невнимательности и клипового мышления.
VR позволяет детям переживать опыт, который они не могут получить в реальной жизни. Например, виртуальная экскурсия по космосу или подводному миру дает ощущение реального присутствия, что способствует более глубокому восприятию информации и эмоциональной привязанности к теме.
Благодаря Виртуальной Энциклопедии Altairika дети могут исследовать космос, путешествовать по древним цивилизациям или участвовать в виртуальных научных экспериментах, не выходя из дома. Обучение становится более эмоционально насыщенным и интерактивным, а не просто текстовым или видео-ориентированным.

Заключение

В конечном итоге, чтобы привлечь внимание детей поколения Alpha, нужно понять, что их мир — это мир мгновенной отдачи и технологий. Они не могут ждать, не могут сидеть без движения, им нужно что-то захватывающее и увлекательное прямо здесь и сейчас. Это поколение, которое учится через опыт, взаимодействие и вовлеченность. Чем больше эмоций и действия, тем сильнее их интерес. Чтобы удержать их внимание, нужно мыслить за пределами привычного метода обучения — двигаться в сторону интерактивности, технологий и уникальных переживаний, которые не только обучают, но и вовлекают. Это новый подход, который ставит обучение в прямую зависимость от технологии и эмоций, а значит — от будущего.