Altairika (ru)

Виртуальная реальность в профессиях

Статьи
История VR началась еще в 50-х годах, и, как это часто бывает с передовыми технологиями, изначально он использовался в военной сфере. Компания Philco Corporation разработала первые шлемы виртуальной реальности Headsight, которые помогали летчикам тренироваться без риска для жизни. С тех пор VR прошел огромный путь — сегодня его используют не только пилоты, но и врачи, инженеры, машинисты поездов и даже художники!
Эта технология упрощает обучение, делает работу специалистов безопаснее и открывает новые возможности для развития самых разных профессий. Давайте посмотрим, где в России уже активно применяют VR!

Образование и подготовка специалистов

VR всё увереннее входит в российские вузы — студенты уже не просто слушают лекции, а погружаются в учебные процессы буквально с головой. Где-то с помощью VR проводят виртуальные эксперименты, где-то моделируют сложные инженерные объекты, а кто-то даже создаёт свои технологии. Делимся свежими примерами, как виртуальная реальность прокачивает образование!

В Севастопольском университете внедрили VR в программу переподготовки специалистов Запорожской АЭС. С помощью VR-очков и джойстиков они могут тренироваться прямо в учебном классе: осматривать оборудование, реагировать на аварийные ситуации и посещать крымские подстанции.

Специалисты Самарского государственного медицинского университета Минздрава РФ разработали полностью отечественные VR-симуляторы для эффективной подготовки будущих медицинских работников. Тренажер будет помогать отработать профессиональные навыки: исследование слуха, постановка диагноза, оказание экстренной помощи при анафилактическом шоке, гипогликемии, судорожном синдроме, оказание неотложной помощи при приступном периоде бронхиальной астмы.

Московский учебный центр профессиональных квалификаций РЖД обучает машинистов скоростного поезда «Ласточка» с помощью VR-технологий. Тренажер обучает алгоритму действий в критических ситуациях.

В Новосибирске студенты изучают устройство типовой подстанции городских электросетей, не выходя из аудитории. VR-технологии позволяют тренировать операционную последовательность действий и развивать навыки оперативного реагирования, сводят к нулю риски поражения электричеством и негативные последствия неправильных действий, повышая точность действий сотрудников.

В Сеченовском университете разработали VR-тренажер для обучения работе с первым российским аппаратом для гемодиализа — процедуры, которую пожизненно должны получать пациенты с хронической почечной недостаточностью.

В Университете имени О. Е. Кутафина внедрено инновационное решение для подготовки будущих юристов — VR-тренажер, позволяющий студентам погружаться в симуляцию практической работы на учебных занятиях. Задания преимущественно заключаются в осмотре виртуального места преступления, сборе и фиксации его следов, в том числе с помощью современных технических средств.

VR-технологии начали использовать для обучения экологов в России. Занятия, на которых можно увидеть от первого лица весь процесс сортировки и утилизации отходов, проходят в рамках дисциплины «Основные принципы экономики замкнутого цикла» направления подготовки «Экология и природопользование».

VR в работе

Инспекторы Московской дорожной инспекции повышают квалификацию с помощью виртуального курса. Ежегодно его проходят как новички, так и опытные инспекторы с большим стажем — тренажер содержит в себе задания, например, на выявление автомобилей, которые припарковали в зоне действия знака «Остановка запрещена» или на тротуарах.

Сотрудники сочинского аэропорта, осуществляющие наблюдение, повысили квалификацию по профайлингу. Они обучились глубокому поведенческому анализу для того, чтобы выявлять потенциальных злоумышленников в толпе.

Даже слесари-ремонтники отрабатывают рабочие операции с помощью VR: ремонт редуктора, сборка крановой панели и другого оборудования.

Медицина

VR в медицине начали использовать ещё в 90-х, чтобы помочь врачам учиться и отрабатывать сложные операции без риска для пациентов. Сейчас виртуальная реальность стала настоящим помощником в самых разных направлениях — от психотерапии и реабилитации до исследований и обучения новых специалистов.

Благодаря VR хирурги, выполняющие процедуру по удалению злокачественного образования, стали на 15% увереннее в своих операционных планах, а консультирующие врачи — на 8%.

«Virtual reality enhances planning of complex surgeries»


В Москве ГБУЗ «Центр патологии речи и нейрореабилитации департамента здравоохранения Москвы» использует технологию виртуальной реальности для работы с пациентами с симптомами апатии, утомления и ухудшения настроения.

В стоматологии виртуальные очки используются на этапе обучения, позволяя создать трехмерную модель зуба и всех элементов челюстно-лицевой области. Врачи-офтальмологи пользуются VR-тренажерами для обследования органов зрения. Специалисты также используют VR очки для пациентов с болевым синдромом, например, при ожогах. Обследуемый переносится на пляж или в горы и легче переносит обработку ран и перевязки.

Заключение

VR-технологии сегодня — это не просто тренд, а реальная помощь в обучении и повышении квалификации специалистов, будь то медицина, транспорт или образование. Они делают обучение более увлекательным, безопасным и эффективным, при этом сводят риски и ошибки к минимуму. Даже в самых сложных и ответственных профессиях виртуальная реальность помогает достигать точности и уверенности, что может спасать жизни и улучшать качество работы.

Для родителей есть отличный шанс познакомить детей с технологией, которая уже меняет мир. Виртуальная энциклопедия Altairika — это идеальный инструмент, чтобы погрузить вашего ребенка в увлекательный мир VR, одновременно развивая познавательные способности и расширяя кругозор. Пора начинать! 🚀