Кажется, ещё совсем недавно обучение было довольно предсказуемым: учебники, парты, доска, контрольные. Но всё стремительно меняется.
Новые технологии — от искусственного интеллекта до виртуальной реальности — буквально ворвались в школу. А вместе с ними пришли и новые смыслы: дети учатся не просто запоминать факты, а решать реальные проблемы, сотрудничать, критически мыслить и заботиться о планете.
Чтобы разобраться в этом вихре перемен, ведущие эксперты из Open University (Великобритания) и Vanderbilt University (США) каждый год выпускают исследование Innovating Pedagogy. В нём они делятся самыми свежими педагогическими трендами: что нового появилось, что начинает работать, и как это может изменить образование в ближайшие годы.
Мы внимательно изучили исследование 2024 года — и выбрали 10 главных идей, которые особенно точно отражают, куда движется современное обучение. Ниже подробно рассказываем, к чему нужно готовиться родителям и учителям.
Чтобы разобраться в этом вихре перемен, ведущие эксперты из Open University (Великобритания) и Vanderbilt University (США) каждый год выпускают исследование Innovating Pedagogy. В нём они делятся самыми свежими педагогическими трендами: что нового появилось, что начинает работать, и как это может изменить образование в ближайшие годы.
Мы внимательно изучили исследование 2024 года — и выбрали 10 главных идей, которые особенно точно отражают, куда движется современное обучение. Ниже подробно рассказываем, к чему нужно готовиться родителям и учителям.
- Мир и бесконфликтность
О чём на самом деле школа? Только ли о грамматике, уравнениях и таблице Менделеева? Один из новых образовательных трендов говорит: не только. Школа — это ещё и место, где дети учатся жить вместе, решать конфликты без агрессии, слушать и понимать друг друга.
Эта идея называется педагогика мира. Сложно звучит, но по сути — это про создание в классе атмосферы уважения, безопасности и доверия. Где вместо наказаний — восстановительные практики. Где важна не только оценка, но и то, как ребёнок умеет общаться, поддерживать, договариваться.
На практике это работает так: ученики садятся в круг и говорят о своих чувствах. Разбирают реальные споры и ищут мирные выходы. Учатся ненасильственному общению и тому, как можно восстанавливать отношения, если что-то пошло не так.
💜В Altairika каждый VR-урок — это общее приключение. Дети смотрят фильм всей группой, а после сразу обсуждают, делятся впечатлениями и находят общий язык. Это помогает сблизиться и почувствовать себя командой — даже тем, кто до этого почти не общался. Подробнее рассказывали тут!
Эта идея называется педагогика мира. Сложно звучит, но по сути — это про создание в классе атмосферы уважения, безопасности и доверия. Где вместо наказаний — восстановительные практики. Где важна не только оценка, но и то, как ребёнок умеет общаться, поддерживать, договариваться.
На практике это работает так: ученики садятся в круг и говорят о своих чувствах. Разбирают реальные споры и ищут мирные выходы. Учатся ненасильственному общению и тому, как можно восстанавливать отношения, если что-то пошло не так.
💜В Altairika каждый VR-урок — это общее приключение. Дети смотрят фильм всей группой, а после сразу обсуждают, делятся впечатлениями и находят общий язык. Это помогает сблизиться и почувствовать себя командой — даже тем, кто до этого почти не общался. Подробнее рассказывали тут!
2. Планета и осознанность
Разговоры о климате больше не ограничиваются парой слайдов на уроке географии. Всё больше педагогов и экспертов говорят: экология должна стать отдельной дисциплиной в школе. Такой, где дети будут понимать, что происходит с планетой, почему это важно — и как с этим жить.
Речь не только о мусоре и пластике. Школьники обсуждают, как работает климат, почему тают ледники, что такое углеродный след. Они ведут наблюдения на улице, делают мини-исследования, изучают природу вокруг себя.
Главное — не пугать фактами, а развивать бережное отношение к миру. Помогать детям понять: Земля — это наш общий дом, и он зависит от нас.
💜Недавно в нашем каталоге появился фильм «Путь к Земле» — о том, почему так важно беречь планету. А ещё у нас много VR-путешествий по самым разным уголкам мира, где дети могут увидеть природу, которая нуждается в защите.
Речь не только о мусоре и пластике. Школьники обсуждают, как работает климат, почему тают ледники, что такое углеродный след. Они ведут наблюдения на улице, делают мини-исследования, изучают природу вокруг себя.
Главное — не пугать фактами, а развивать бережное отношение к миру. Помогать детям понять: Земля — это наш общий дом, и он зависит от нас.
💜Недавно в нашем каталоге появился фильм «Путь к Земле» — о том, почему так важно беречь планету. А ещё у нас много VR-путешествий по самым разным уголкам мира, где дети могут увидеть природу, которая нуждается в защите.
3. Искусственный интеллект
Сегодня дети всё чаще учатся не только с учителями и учебниками, но и... с искусственным интеллектом. Умные модели искусственного интеллекта, которые умеют поддерживать осмысленный диалог, всё увереннее входят в сферу образования. Они могут объяснить непонятную тему, помочь с задачей, задать наводящий вопрос или даже сыграть роль в диалоге на иностранном языке.
Такие технологии становятся чем-то вроде репетитора, который всегда рядом — 24/7 и без оценки в журнал. Например, в Duolingo уже есть режим, где можно «поговорить» с ИИ в ролевом формате — будто ты турист в ресторане или на собеседовании.
Но вместе с возможностями приходят и риски. ИИ может ошибаться, выдавать предвзятые ответы или сохранять лишнюю информацию. Поэтому важно учить детей не просто использовать ИИ, а понимать, как он работает. И развивать навыки критического мышления, чтобы не принимать всё на веру.
💜В Altairika мы обучаем сотрудников работе с ИИ, а в наших соцсетях делимся, как технологии могут помогать и родителям. Подписывайтесь, чтобы не пропустить полезные советы!
Такие технологии становятся чем-то вроде репетитора, который всегда рядом — 24/7 и без оценки в журнал. Например, в Duolingo уже есть режим, где можно «поговорить» с ИИ в ролевом формате — будто ты турист в ресторане или на собеседовании.
Но вместе с возможностями приходят и риски. ИИ может ошибаться, выдавать предвзятые ответы или сохранять лишнюю информацию. Поэтому важно учить детей не просто использовать ИИ, а понимать, как он работает. И развивать навыки критического мышления, чтобы не принимать всё на веру.
💜В Altairika мы обучаем сотрудников работе с ИИ, а в наших соцсетях делимся, как технологии могут помогать и родителям. Подписывайтесь, чтобы не пропустить полезные советы!
4. Безопасность и этика
Одно дело — учиться с помощью искусственного интеллекта. Другое — понимать, как он работает, и уметь защитить себя в цифровом мире.
Новый тренд в образовании — рассказывать детям об этике технологий: что такое приватность, как распознать предвзятость алгоритмов, какие данные ты оставляешь в сети. Всё это — основа безопасной цифровой среды.
Во многих странах уже обсуждают, каким должен быть “этичный ИИ в школе” — и главное, вовлекают в эти разговоры самих детей. Потому что их голос в цифровом мире должен быть услышан.
Новый тренд в образовании — рассказывать детям об этике технологий: что такое приватность, как распознать предвзятость алгоритмов, какие данные ты оставляешь в сети. Всё это — основа безопасной цифровой среды.
Во многих странах уже обсуждают, каким должен быть “этичный ИИ в школе” — и главное, вовлекают в эти разговоры самих детей. Потому что их голос в цифровом мире должен быть услышан.
5. VR и навыки
Оценивание в школах меняется. Вместо однотипных тестов всё чаще используют VR-тесты,, в которых ученик не просто отвечает на вопросы, а действует в реалистичной ситуации.
Например, будущий врач может «прооперировать» пациента в виртуальной операционной. А ученик, изучающий технику безопасности, — пройти тренировку прямо на «виртуальной» стройке. Такие симуляции дают эффект полного погружения и позволяют проверить, как ребёнок применяет знания на практике.
Педагог в это время видит не только результат, но и весь процесс: какие шаги делает ученик, где сомневается, где ошибается. Это даёт гораздо больше информации, чем обычный тест.
💜Мы в тренде! Совсем недавно мы анонсировали VR-квизы — викторины, которые дети проходят прямо в очках после фильма. Это помогает лучше закрепить знания, а педагогам — увидеть, как ребёнок понял материал.
Например, будущий врач может «прооперировать» пациента в виртуальной операционной. А ученик, изучающий технику безопасности, — пройти тренировку прямо на «виртуальной» стройке. Такие симуляции дают эффект полного погружения и позволяют проверить, как ребёнок применяет знания на практике.
Педагог в это время видит не только результат, но и весь процесс: какие шаги делает ученик, где сомневается, где ошибается. Это даёт гораздо больше информации, чем обычный тест.
💜Мы в тренде! Совсем недавно мы анонсировали VR-квизы — викторины, которые дети проходят прямо в очках после фильма. Это помогает лучше закрепить знания, а педагогам — увидеть, как ребёнок понял материал.
Если вы дочитали до конца — значит, вам, как и нам, небезразлично, каким будет детское образование завтра. Мы в Altairika внимательно следим за тем, как меняется мир, и стараемся адаптировать новые подходы под нашу реальность. Чтобы обучение было не только интересным, но и действительно полезным — с теми навыками, которые нужны детям в современном мире.